Петербург в XIX веке

В первой половине XIX века заканчивается оформление архитектурных ансамблей Дворцовой, Сенатской, Александринской, Михайловской площадей.

Над их созданием, а также над другими архитектурными памятниками трудились такие зодчие, как К. И. Росси (Аничков дворец (реконструкция), Елагин дворец, здание Сената и Синода, Михайловский дворец, здание Александринского театра), Дж. Кваренги (Смольный институт), А. Д. Захаров (проект застройки Васильевского острова 1803—1804 гг., Адмиралтейство), Ж. Тома де Томон (здание Биржи с ростральными колоннами), А. Н. Воронихин (Казанский собор, дом Государственного казначейства), О. Монферран (Александровская колонна, Исаакиевский собор) и многие другие.

В 1810 году создаётся первое высшее инженерное учебное заведение — Главное инженерное училище, ныне ВИТУ, положившее начало созданию системы высшего инженерного образования России.

В это время происходит бурное развитие промышленности — уже к середине 1830-х годов в Санкт-Петербурге действует около 300 фабрик и заводов. Важным событием становится строительство первой железной дороги в 1836 году между Петербургом и Царским Селом.

Продолжается развитие Петербурга как политического и научного центра страны. В 1802 году учреждены министерства и Государственный совет, происходят возведение здания Сената и Синода, обновление Академии наук (в 1803 году был принят новый устав), создание Педагогического института, образование нескольких гимназий и разрешение свободных типографий.

Открывается Пулковская обсерватория, в 1845 году — Русское географическое общество. 18 августа 1851 года из Петербурга в Москву ушёл первый поезд, вскоре сообщение между двумя городами стало регулярным.

Уже в 1850-х построены Московский (Николаевский), Варшавский, Балтийский, а в 1870 году — Финляндский вокзалы. Развивается и судоходство. В 1885 году завершается постройка Морского канала и Морского порта.